Русский / English
Введите запрос
21.03.2007
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Мыслящий реализм», в которой приняла участие Издательская программа «Интерроса».

В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства (раздел «Спецпроекты») Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10, зал № 36) представляет уникальный авторский выставочный проект «Мыслящий реализм».

Выставка открыта с 22 марта по 15 апреля 2007 года.

Впервые в практике галереи произведения современных российских художников (живопись, графика, фотография, видео, текст) демонстрируются в одном из залов постоянной экспозиции в контексте классического искусства. По замыслу куратора проекта Екатерины Деготь, современное актуальное искусство вступит в диалог со знаменитыми произведениями русского реализма XIX века, прежде всего передвижников. Новый в отечественном музейном опыте проект предлагает неожиданный взгляд на новейшее искусство, его истоки и основы идеологии, а также, несмотря на нигилизм и революционность, внутреннюю связь с реализмом века XIX.

В экспозицию включено около 15 произведений.

Участники выставки: Юрий Альберт, Сергей Братков, Эрик Булатов, Дмитрий Гутов, Илья Кабаков, Юлия Кисина, группа «Коллективные Действия», Валерий Кошляков, Владимир Куприянов, Анатолий Осмоловский, Павел Пепперштейн, Дмитрий Пригов, Гор Чахал, Ольга Чернышева.

Журнал WAM № 26, выпущенный при поддержке Издательской программы «Интерроса», является частью проекта «Мыслящий реализм». На страницах журнала куратор проекта демонстрирует избранные работы современных российских художников и образцы живописи национальной реалистической школы XIX века, значительно расширяя рамки выставки. Показ сопровождают тексты бесед куратора с участниками проекта — Ильей Кабаковым, Дмитрием Гутовым, Ольгой Чернышевой, Павлом Пепперштейном. Тексты даны параллельно на русском и английском языках.

Екатерина Деготь: «В России принято разделять искусство традиционное и современное, модернистское, при этом под «традиционным» понимают обычно реализм XIX века. Между тем, на самом деле и в России, и в Европе реализм — это ранняя форма модернизма, первое «искусство современной жизни», анализирующее жизнь человека в условиях стремительно меняющейся социальной действительности. Передвижники были первыми актуальными художниками в нашей стране, поэтому для многих представителей искусства наших дней они по-прежнему интересны, хотя современный автор видит реализм XIX века порой совершенно нетрадиционно.

Задача данной выставки — показать, какими глазами и для чего российский художник смотрит на Третьяковскую галерею, на передвижников, на реализм. Современные работы будут сопоставлены с несколькими знаменитыми полотнами XIX века, что выявит неожиданную актуальность последних.

Участников выставки условно можно разделить на две группы, представляющие две тенденции. Одних не устраивает то, что современное искусство как бы «предало» свои реалистические корни, интерес к простым людям, к «униженным и оскорбленным». Они хотят вернуть актуальному искусству его социальный пафос, его неравнодушие к проблемам окружающей жизни. Таковы фотографии Сергея Браткова, Владимира Куприянова, рисунки Ольги Чернышевой и ее видеофильм «Русский музей», в котором современные люди и старинная живопись буквально взаимопроникают друг в друга.

Другая группа художников не забывает о том, что в России реалистическая картина была в известном смысле искусственно внедрена Петром I и долго функционировала как своего рода «современный стиль», как интеллектуальная задача, совсем недавно поставленная перед художником. Весь русский реализм XIX века — это «картины о картинах», и это особенно интересно и близко художникам концептуального круга — Илье Кабакову, Эрику Булатову, группе «Коллективные действия». Дмитрий Пригов предлагает проект концептуальной инсталляции «Третьяковская галерея», а Павел Пепперштейн делится своими «Снами о Третьяковской галерее».

Некоторые художники выступили со специальными проектами, которые будут представлены в виде документации".